Джурабы дагестанские


Джурабы дагестанские были известны очень давно, но не только в этой стране, а и во всем Кавказе, Центральной Азии, Пакистане и Иране. Собственно, даже в Европе позднее были замечены упоминания о них.

Умение вязать эти чудесные носки передавалось от матери к дочери, причем благодаря коллективному разуму с каждым прожитым десятилетием оно совершенствовалось талантом мастериц.

Непросто понять, откуда же на самом деле произошли теплейшие очаровательные джурабки. Говорят, что весьма похожие на них модели, улучшающие настроение красивым узором и услаждающие ножку удобством, были найдены в Египте в XII веке. Но большинство исследователей все же настаивает на том, что благодарить за столь замечательное изобретение следует древних индусов.

С какой стороны ни посмотри, а лучшие джорабы – или, по крайне мере, одни из лучших – делаются в ауле Кубачи. Это настоящая визитная карточка сельчан, наряду с роскошным сувенирным оружием и серебряными украшениями. И это неудивительно, ведь на высокогорье можно серьезно пострадать от непогоды. Яркие носочки издревле вязались из натуральной шерсти, иногда к ним даже пришивали кожаную подошву и носили их вместо валенок.

Техника вязки в этом регионе также была особенной. Прежде всего, модели создавались с круглым носочком, при этом тщательным образом вывязывалась пяточка.

Мужские носки джурабы всегда были не такие яркие, как женские – они либо выполнены в одном цвете, либо украшены простым узором. А вот женские привлекают внимание насыщенностью и разнообразием цветов, интересным, сложным орнаментом.

Причем узор был не произвольным, а несущим в себе особый смысл. Он преследовал не столько декоративные цели, сколько обережные. Именно поэтому на носочках можно было увидеть животных, птиц, цветы, пирамиду, коловрат и другие изображения, несущие в себе эзотерическое значение.

Мастерица, создававшая такой подарок деткам или мужу, стремилась сделать его с душой и поэтому тщательно продумывала особенности узора, чтобы он не повторялся у других женщин и защищал ее близких от негаразд.

Отдельное значение было не только у того, что изображено, но и у цветовой гаммы. Она также имела прямую связь со знакомыми нам из мира природы объектами. Желтый нес радость, символизируя животворящий солнечный цвет, коричневый напоминал о плодоносящей земле, голубой настраивал на романтичный лад, ассоциируясь с чистым небом, черный говорил нам о таинстве ночи, а травяный намекал на зелень, которой изобилуют летние луга и леса. Вместе с тем, в сочетании такие яркие тона настраивали на жизнерадостность, позитивный лад.

Очень важно было соблюдать правильную технологию вязания, не отступаясь от нее ни на шаг. Прежде всего, джурабы должны быть сделаны из толстых, трех-четырехмиллиметровых нитей овечьей или ячьей пряжи, чтобы надежно защищать ноги от холодов зимой. Спицы следует подбирать стальные или с тефлоновым покрытием, носочные. Нельзя забывать и о наперстке, который поможет в работе.

Мастерицы всегда следовали сложному многониточному жаккардовому орнаменту. Его особенность заключается в том, что вязать следует максимально аккуратно, не перетягивая нити. В противном случае узор может испортиться, стянувшись до неузнаваемости, а форма носочек – деформироваться. Такая работа требует серьезных усилий, но результат непременно порадует вас и ваших близких.

Если вы не чувствуете в себе силы для создания подобного сложного результата тяги к рукоделию, можете приобрести эти замечательные изделия у дагестанских мастериц, вложивших все душевное тепло в их вязку.