Тайны памирских джурабов


Известность памирских джурабов распространяется за пределы и Бадахшана и всего Таджикистана. Ни одна страна мира не может похвастаться чем-то подобным. Есть только несколько районов Афганистана, которые могут в чем-то сравниться с памирскими джурабами. Впрочем, еще в XIX веке эти районы составляли единую территорию пока англичане и россияне не договорились о разделении Бадахшана.

джурабы памирскиеОсновной отличительной чертой памирских джурабов надо признать красочную вязку с множеством символов. В орнаменте сохранена символика древних Ариев, которая состоит из креста, солнца и даже свастики, которую народы Памира называли «гандунаи хуршед». Сейчас после использования ее фашистами свастика вызывает неприязнь, а раньше было широко известно использование этого символа народами, входящими в индо-европейскую ветвь. Использовали свастику и памирские мастерицы. В арийской свастике как бы скрещены четыре первоэлемента природы – огонь, воздух, земля и вода.

Когда началась Великая Отечественная война, свастика была изъята из орнамента, используемого в памирских джурабах. За этим внимательно следили даже правоохранительные органы республики Таджикистан. Женщины Памира не имели права воспроизводить символику фашизма на тех изделиях, которые они производили много лет подряд. Памирские джурабы в годы войны тысячами пар отправлялись советским воинам на фронт. Многие солдаты советской армии спаслись от обморожения и лютых морозов.

Мастерицы Памира использовали не только арийские символы, но и свои личные наблюдения. К примеру, утверждают, что на джурабах имеются очертания огромных и выразительных коровьих глаз. Когда мастерицы готовили пищу, они разглядывали пламя в печи и изобрели еще один рисунок, олицетворяющий огонь пламени. Символы появлялись благодаря воде в реке, животным, насекомым. Есть даже отдельные названия для каждого такого рисунка. Огонек – это аловак, скорпион – это каждумак, глазки, если перевести слово на шугнанский диалект, означает сифцак, павлиньи перья на Памире называют пари товус, а курочку – чахак.

Спицы, которыми вязали джурабы, изготавливали из веток ветлы, вербы, ивы, древесины, которую собирали в каменистых кустарниках, растущих в горах Памира. Для джурабов используют козлиную и баранью шерсть, обработанную по специальной методике. Тайна методики обработки шерсти, окрашивания и изготовления пряжи хранится потомственными вязальщицами и передается по наследству женским продолжательницам рода. На Памире особенно важен уход за скотиной, дающей шерсть для джурабов. Ее часто моют, для корма используют отборную еду, и особенно следят за содержанием шерсти. Благодаря этому и получается такая шелковистая, мягкая, прочная и долговечная шерсть.

Настоящие джурабы могут быть черного, красного, зеленого, желтого и фиолетового цвета. Натуральное окрашивание с древних пор помогало получать памирцам этот набор цветов. Для изготовления красок использовали растительную хну, кору орешника, другие растения Памира.

Для вязания джурабов используется один крючок, вяжут их очень быстро. Получается слабая и длинная петля, но сохраняется плотность основного полотна. Джурабы носят обычно много лет, они очень теплые и практически не протираются. На Памире эти качества очень важны, там период холодов длится очень долго, и в летний период в вечернее и утреннее время довольно прохладно.

Магазины столицы торгуют джурабами в качестве сувениров. Но эти магазинные джурабы мало чем похожи на памирские. Самые красивые джурабы вяжут женщины, живущие в долине реки

Бартанг. Они никогда не повторяют свои узоры. В этих джурабах очень гармонично переплетены орнаменты и цвета. У многих рисунков насчитывается тысячелетняя история.